Благословенные семидесятые в СССР – это время массового использования мопедов, мотороллеров, и мотоциклов. Автомобили были редки и дороги, очереди на “Жигули” и “Москвич-412” стояли длинные, и ждать можно было очень долго, потому что примерно 50-60% поступавших на торговую базу авто уходили “по блату”, “налево”, без очереди, с “заднего кирильца” (как шутил великолепный советский артист Аркадий Райкин), в общем, кому надо уходили. А очередь – ждала… Что делать-то? Ждать своей очереди.. А вот мопед, мотороллер, мотоцикл купить было очень просто – заходишь в магазин “Мототехника” да и покупаешь. И если в городе еще могло придраться ГАИ за езду без защитного шлема и номера, то во всей советской провинции лихачи гоняли с непокрытой головой, только кудри с клешами на ветру развевались!
Конечно, малолетки, вроде нас с братом могли только мечтать о собственном мопеде, у нас были развлечения попроще – взять шасси от детской коляски, приделать к ней типа гоночной платформы из досок и фанеры, и скатываться с бешеной скоростью с высокой пологой горки, как вариант..)) А вечерами, на даче, мы стояли у забора, и наблюдали как деревенские парни из соседнего села Мочище подкатывают на своих сверкающих мотоциклах “Восход-2”, “Минск”, или даже чешской “Java” на пляж, знакомиться с взрослыми дачными девчонками. Костёр на берегу, над озёрной водой далеко и гулко разносится развесёлая музыка из портативного кассетника, девчонки хохочут и визжат – кипит взрослая жизнь! Постепенно мы осмелели, и тоже вышли вечером к этому костру, нас приветил хороший, простой деревенский парень Валерка, как раз, именно с рыжими кудрями (хна, хна!) и на “Восходе”.
– Что, говорит, пацанчики? Тут живёте, я вас часто за забором вижу. – Да, говорим, тут, с дедой и бабой живем. – Ну, говорит, проходите к костру, присаживайтесь. Меня Валеркой зовут, а вас? Димка и Саня, ну ништяк, будем знакомы. Эй, пацаны, слышь? Кто мальцов тронет – будет иметь дело со мной, все поняли? Чо пацаны, курите? Нет, и правильно, рано вам еще курить. Мотик хотите посмотреть? А, конечно хотите))) Садитесь, прокачу!
И мы летим быстрее ветра, подпрыгивая на неровностях просёлка, один впереди Валерки, другой сзади, крепко охватив его за талию, мимо нашего забора, в длинную гору за дамбой, где начинается мочищенский выпас, мимо дойки, до самого села, а потом – обратно, да с горы так, что ветер в ушах свистит, и горит мотоциклетная фара, циклопьим глазом выхватывая из вечерней тьмы яркие кадры летящих навстречу пейзажей.. И вот уже снова пляж, и костёр, и мрачная фигура деда с хворостиной в руке. Нас потеряли. Ну, и к слову сказать, дед был прав, в 1977 году мне было 10, а брату – 9.
Прошло много лет. Разметало, разбросало нас по миру, стране, обстоятельствам. Где теперь тот хороший и смелый парень Валерка с рыжими кудрями? Как сложилась его жизнь? Счастлив ли? Жив ли? Спился или стал крепким хозяином? Нарожал ли сыновей и дочек, или остался бобылем? Вряд ли узнаю, но, запомню навсегда тот июльский вечер в лето от рождества Христова 1976-е.
Подписаться на новые рассказы в Telegram-канале “Фонарик путника”