Центр города Николаева, УССР, середина 60-х

Пролетело время учёбы в 9-м классе, которого я почти и не замечал, потому-что практически не учился – всё свободное время проводил в Городском интернациональном штабе, а на уроках либо писал стихи, либо просто ждал, когда прозвенит звонок. Вообще, у меня было 5 предметов, по которым я не готовился, в хорошем смысле – история, литература, русский язык, география, и астрономия (в нём не было математики, а только описание типов звёзд, планет, расстояний и много красивых названий – Алькор, Бетельгейзе, Вега..). Учебники я прочитывал примерно к октябрю, и все следующие периоды был просто готов к ответу – иногда брал в руки книжки, чтобы бегло пробежаться по теме урока, и отвечал. Много читал дополнительной литературы (просто было интересно) по этим же предметам, и мог при случае блеснуть эрудицией. Картина резко менялась на уроках по точным наукам – в первую очередь алгебре и геометрии, затем физике и химии. Мама перестала помогать мне с уроками примерно к 5-му классу, честно признавшись, что сама ничего не понимает, потом я долго болел и остался на второй год, короче, я от природы был не математичен, да ещё и сильно запустил предметы. Репетитора почему-то не нанимали, и как-то всё поплыло своим чередом – отличник-гуманитарий и троечник по точным наукам.. Замечательная и тактичная Маргарита Николаевна, умная, молодая, красивая учительница математики говорила мне (сидевшему на первой парте прямо напротив неё) , отрывая от сочинения юношеских виршей : “Слушай, Непомнящих.. Давненько ты к доске не выходил..” – и задумчиво вглядывалась в журнал. Я отвечал: “Маргарита Николаевна, ну вы же знаете, что я ничего не понимаю!”, а она парировала:”А что делать? Я же не могу просто так ставить тебе тройку.. Давай уже, выходи..”, а класс весело оживлялся, начиналось цирковое представление без афиш, которое называлось: “Саша Непомнящих решает задачу по алгебре”. Я ещё и мелом-то писал довольно плохо, мелко, а строчки при этом норовили съехать в нижний правый угол доски. В процессе решения выяснялось, что я не помню даже, как разделить и умножить простые дроби, и под гогот парней, подсказок добрых ко мне отличниц Ольги и Марины, через 20 минут веселья и позора класс решал за меня задачу, а я садился, получив законную тройку. Сейчас я думаю – почему было бы не нанять репетитора? И понимаю, пришлось бы заново повторять всё, начиная с 4-го класса.. А у родителей в это время начинался развод, с ссорами и выяснениями отношений и им было не до моей учёбы, я же фактически или мысленно вообще всё время был со своими друзьями в ГИШе. Это была, читатель, небольшая декорация к теме рассказа, и скоро мы уже подойдем к мэйнстриму, если можно так сказать.

Николаевский глинозёмный завод

Тем временем мой старший друг и наставник Костя доучился в своей затулинской школе №41 десятый класс и навсегда покинул Новосибирск. Его отец получил назначение на должность главного инженера недавно построенного Николаевского глинозёмного завода, и семья переехала на новое место постоянного жительства, на цветущую и тёплую Восточную Украину. С Костей, который стал студентом, поступив на первый курс Николаевского кораблестроительного института мы переписывались весь год моего девятого класса, и он пригласил меня в гости на лето. Доучившись (домучавшись) последние дни и отработав дурацкую практику (таская парты и стулья из классов в коридоры школы, освобождая комнаты для малярных работ, которые проводили разбитные курящие бабы в заляпанных краской комбинезонах), я начал собирать вещи в поездку! Мама выдала единственный в нашей семье “чумадан”, в который, как следует подогнув коленки, я и сам мог забраться, купила мне, шестнадцатилетнему юноше, билет в плацкартный вагон, и проводила на вокзал Новосибирск-Главный, взяв с меня слово вести себя хорошо, и сразу по приезду обязательно дать телеграмму, что доехал.

Вот примерно в такой вагон я попал. И компания была похожая.

Поезд “Новосибирск – Одесса” (до Николаева прямого рейса не было) шёл долго, точнее очень долго, почти 5 суток, он имел литер “пассажирский”. Были и “скорые” поезда, но, видимо, билеты стоили дороже, поэтому я поехал просто на пассажирском. С собой я имел 2 предмета: чемодан и гитару в матерчатом чехле. В авоське лежали заботливо собранные мамой в дорогу продукты – хлеб, варёная курица, пирожки, а в кармане – кое-какие деньги в дорогу. Проводница, немолодая усталая женщина (которая предварительно наверняка выслушала мамину просьбу “присмотреть за моим мальчиком”), окинула меня опытным житейским взглядом, приняла продолговатый коричневый талончик железнодорожного билета и прокомпостировала его маленьким дыроколом, положив в специальную папку с множеством кармашков (для каждого билета – свой), пожелав приятного пути. Я “за рупь” взял у неё постель (простынь, пододеяльник и наволочку с черными штампами Западно-сибирской железной дороги), потом забрался наверх, достал с “третьей полки” себе и соседке по ватному стёганному матрацу (изрядно продавленным бесчисленными пассажирами) и поезд мягко тронулся. Впереди было лето, море, обещанные Костей абрикосы (говорили по межгороду накануне моего отъезда), и полная свобода!

Продолжение следует..

Подписаться на новые рассказы в Telegram-канале “Фонарик путника”