Написать этот пост мне захотелось не вдруг, не сразу, а после долгих размышлений. Дело в том, что если ты становишься публичным автором, и тебя читают, то сразу возникает обратная связь в виде комментариев, и содержание, и форма которых сразу наводят на отнюдь не весёлые рассуждения о нашем народе, его культуре, и перспективах взаимодействия людей в случае наступления “лихого времени”. Вот, казалось бы – абсолютно неполитизированная история из детства, о переезде на новую квартиру в 1973 году вызывает шквал эмоциональных отзывов от людей самого разного возраста. Кто-то с ностальгией и благодарностью вспоминает свои бесплатные квартиры в советских новостройках, кто-то с ненавистью и змеиным ядом поносит “проклятый совок” и собственно “проклятых совкодрочеров” (слыхали такой “политологический” термин?). То же самое касается и других моих материалов – о службе в Советской Армии, например, но все рекорды побил рассказ “Пора валить”.
Поскольку все споры совершенно явно носят политизированный характер, и так, или иначе касаются темы “что же будет с Родиной и с нами”, то хотелось бы остановиться и пристальнее рассмотреть референтные группы комментаторов, и формы, в которых они выражаются. Но перед этим хочу рассказать тебе, читатель, об эволюции моих собственных взглядов, чтобы было понятнее, как я “докатился до жизни такой”, и зачем вообще поднимаю эту тему. Итак:
1. 1973-1976 – октябрёнок, мечтаю стать пионером. На детских рисунках горят чёрные танки с крестами, а зелёные Т-34 с красными звёздами весело едут мимо.
2. 1976-1979 – пионер, активно читаю художественную литературу, в том числе Стругацких и Лема, возникают первые вопросы к устройству мира. К политике равнодушен, но за Виктора Хара хочу отомстить проклятому Пиночету. Нравятся “Полдень 22 век” и космонавты из “Туманность Андромеды”.
3. 1980-1989 – комсомолец. Начал бодро, был активистом-интернационалистом, первые о-очень большие вопросы к идеологии КПСС и ВЛКСМ появились в армии, где никакой лакировки действительности не было, а была голая, настоящая реальность. Вопросы на пару лет угасли, когда вернулся со службы, и был студентом пединститута и вожатым в “Орлёнке” – действительность опять стала безобидной и красивой, как открытка к 1 мая. Но это оказалось ненадолго, и закончил кисло..
4. 1989-1993 – захипповал, начал играть на гитаре в рок-группе, ежедневно читал “перестроечные” газеты, и превратился за считанные месяцы в ярого ненавистника “совка”. Демонстративно перестал платить членские взносы и с позором был исключён из рядов ВЛКСМ (впрочем, сам ВЛКСМ протянул лишь пару лет после этого, стремительно деградируя и превращаясь в коммерческую организацию. Одни только видеосалоны с порнушкой под эгидой “полового просвещения” и покровительством горкома чего стоили).
5. 1993-2014 – стойкое пребывание в среде прозападной провинциальной “интеллигенции” (имею в виду референтную группу). Чтение периодики, книг, прослушивание западной музыки, а также возросший поток информации из интернета. С ужасом следил за событиями на Северном Кавказе, и хоть и либеральничал, но болел за “наших”. Ну не мог я быть за моджахедов никак, я же сам танкист и командир танка Т-62.. Вот тут уже начался первый сильный диссонанс между либеральным мэйнстимом с одной стороны, прямо поддерживающим боевиков, “путинским ТВ” с другой стороны и странной работой системы “свой-чужой”. Что выбрать? Вот вроде дело они говорят – в свободной стране должны жить свободные люди, как Дэйв Гилмор, гитарист Pink Floyd. Как сейчас помню – прилетели они на гастроли, сходят с трапа самолёта, репортёр спрашивает музыкантов что-то типа, ну, как вам Россия? И Гилмор надменно цедит: “Мы прилетели из свободной страны!”. Вот как надо! Вот она, свобода! А мы? Мы-то кто? Получается, рабы? Обидно.. Ну, так посмотреть, вроде и не рабы мы. Новосибирск бурно застраивается, люди открывают малый бизнес, да и сам я в общем, не бедствую, купил квартиру, автомобиль есть, домик в деревне приобрели, опять-таки, а знакомые косяком потянулись на юг – Турция, Эмираты, процветают турагентства. В городе ежегодно куча культурных событий – театры работают, фестивали классической и джазовой музыки проходят, и даже такие звёзды как Эл Ди Меола и Джон Маклафлин, мои кумиры, прилетают! Почему рабы? Потому что Россиюшка? Да, точно не Запад.. И обматерить могут по-прежнему, и на дороге всякое случается, агрессивный народ у нас, есть такое. Но зато какое удовольствие почитать на грани.ру и других ресурсах неубиваемую бабушку Новодворскую, Подрабинека, ехидного Шендеровича, и узнать всю правду-матку про чиновничий беспредел, и про “прекрасную Россию будущего”. Я подписался на твиттер Навального, Чириковой, Немцова, Шехтмана и из первых рук узнавал о героических буднях “борцов с кровавым режимом”, “бесстрашных революционеров с горячим сердцем и чистыми руками” (ну не взяточники же они, в самом деле?). Поссорился с тёщей, которая оказалась “зомбированной жертвой ТВ”. Горячо убеждал родных, что скоро “поднимется вся страна”, и что нужно быть готовым помочь отодвинуть от власти ПЖИВ. Вот только постоянно оставался неприятный осадок от чтения твиттера оппозиции.. Как-то всё там делалось грязно, не красиво, не благородно не только по отношению к врагам, но и к своим. Именно тогда я познакомился с выражением “эпический срач”. Кульминацией стали события 2011-2012 года на Манежной площади. Свобода близка! Тиранический режим падёт!
2014- по сей день. А затем случился украинский Майдан.. Сперва я очень сочувствовал “восставшему народу Украины”, с злорадством читал о том, как разлетаются из Борисполя бизнес-джеты с проворовавшимися беглецами, сочувствовал “невинно убиенным” из “небесной сотни”, и хотя было брезгливое чувство от персоналий Тимошенко, Тягнибока и Турчинова, но – народ же! Революция, как в 17-м! Олигархов попёрли! Но отрезвление было болезненным и быстрым. Оно пришло с марта по май. Оказалось, что олигархов мало – теперь начались гонения на “клятых москалей” и полное изменение политики в отношении России. Я русский и на русофобию так называемых “братьев” не подписывался, их пожелания “на гиляку” меня как-то не вдохновили на дальнейшее сочувствие. Всё более складывался пазл, очень красочный и с многими деталями снаружи, но очень простой по содержанию: либерал = русофоб. Маскируется русофобия ненавистью к “совку”, но очень быстро вскрывается основная суть – быть русским стыдно, Россия – преступная страна, и нужно сделать всё что угодно, чтобы как можно скорее перестать быть русским. При этом нужно активно заниматься антироссийской деятельностью именно на хорошем русском языке, используя свой талант и природный дар, вот что делает тебя “свободным человеком”, в отличие от “проклятых совкодрочеров”. Парадокс! Но на Украине – именно так, все идеологи русофобии говорят и пишут на русском. У нас они маскируются пока что, но если надобность отпадёт – то тут же “окрасят себя в те цвета, в которые они себя окрасили”, лично я в этом не сомневаюсь. Во имя “всего хорошего” и “против всего плохого”, конечно.
Далее, как разноцветные стёкла в калейдоскопе – Крым, “поезда дружбы”, набитые боевиками-нациками, сожжение РОВД в Мариуполе, дончане и луганцы, пытающиеся голыми руками остановить колонны бронетехники, чудовищная гекатомба в Одессе, когда многие мои “друзья” перестали для меня быть не только друзьями, но и людьми, и – первые обстрелы Донбасса. В голове не укладывалось – как такое возможно, сейчас, в наше время, на мирной цветущей Украине? Добила меня старинная подруга Катя, с которой меня связывали и дружба, и личные отношения во время двухлетнего пребывания в Москве с 1989 по 1991 год, преподававшая на тот момент иврит в каком-то киевском ВУЗе. В завязавшейся беседе, которая перешла в “эпический срач” она озвучила главную идеологему, прямой речью: “Нам не нужны эти люди. Или забирайте их себе, или мы их убьём. Нам нужны земли”. Это она высказалась про дончан, которые не хотели идеологию Бандеры и перерождения в русофобы. На этом старая дружба умерла, на той стороне провода была уже не милая сероглазая девушка, а какая-то незнакомая злая ведьма.
Я стал репостить материалы о гражданской войне на Украине, и получил закономерный результат, в виде фильтрации списка “друзей”. Одни мне говорили: “Зачем ты лезешь в политику? Ну ты вот нормальный же, адекватный человек, стихи пишешь, песни, ну и пиши дальше! Нафига вот это всё? Не лезь ты в политику”. Другие сказали: “Ну наконец-то, ты сказал то, что я боюсь прилюдно выразить! У меня клиенты на Украине (родня в Киеве, или летом на фест поедем в Харьков).. Третьи меня прокляли, пожелали сдохнуть в адских муках, сгореть вместе со всеми “совками”, и что таких, как я – не жалко. Я им – пост Гришковца про одесское всесожжение (он хорошо описал состояние морального онемения от телефонного разговора с запыхавшимся киевским другом: “Что там у вас происходит? – Да всё норм, вату жжём!”), а они и Гришковца спалить не против! И вот теперь мы подходим к главному, о чём я хотел сказать. О ненависти.
Я заметил, что очень многие так называемые “либералы”, будь то студент-донатер Навального, или безвестный сисадмин, пыхающий в каждом комменте ядовитым зелёным пламенем на Пикабу, или успешный “беглец”, владеющий собственным баром на Ко Чанге, и самодовольно отчитывающий “неудачников”, мечтающих о белом пляже с кокосовыми пальмами, всех их отличает крайняя нетерпимость и какая-то садистская жестокость. Их оппоненты, условные “патриоты”, как правило не опускаются до оскорбительной риторики с использованием запрещённых приёмов. В ход идут запугивания, обещания навредить и лично оппоненту, и его родственникам, проклятия до седьмого колена, пожелания скорой болезни и смерти.. Химически чистым эталоном являются так называемые “свидомые”, которые приходят нагадить в комментах, но и наши “противники режима” недалеко от них ушли. И вот теперь мой вопрос: как вы думаете, ПОЧЕМУ? Почему люди, которых я знаю с юности, и пошедшие по жизни разными дорогами – полковник МВД, челюстно-лицевой хирург, музыкант-барабанщик, владелец турбазы и ещё нескольких бизнесов, медсестра, водитель маршрутного такси, продавщица в магазине, начальник охраны мясокомбината, профессор-китаист, журналист, владелец IT компании по разработке игр – почему они никогда не позволят себе оскорбить незнакомого человека, постараться запугать его вполне реальными угрозами, и пожелать всех бед с использованием нецензурной лексики? И почему большинство так называемых “людей со светлыми лицами” на поверку оказываются подлыми, трусливыми эгоистами, легко предающими друг друга при малейшей опасности? И почему им так часто присуща жестокость юного садиста, наслаждающегося казнью беспомощного котёнка? Таких людей сейчас не так мало, к огромному моему сожалению. И именно они, как и на Украине, если вдруг исчезнет “проклятый режим”, будут бегать с доносами и ходить по квартирам с патрулями нацистских отрядов – стоят ли в “красном углу” портреты Немцова и Власова, и не сторонники ли “проклятого совка” в этой квартире живут. Уже 6 лет эта вакханалия ВНА продолжается, и конца-краю ей не видно. И если при “проклятом режиме” так называемые оппозиционеры чувствуют себя вполне комфортно, и с улыбками сэлфятся в автозаках, будьте уверены – инакомыслящих они будут убивать по-настоящему, Украина это весьма ясно показала.
Их инструмент – расчеловечивание. И в искусстве ненависти они достигли больших высот. Есть во всей этой “смердяковщине” что-то сатанинское, куда уж там нам, “совкам” замшелым.. Спасибо за предупреждение, Фёдор Михайлович, ничего не изменилось в этом плане, актуально, как никогда.
UPD от 29.02.2020
После многочисленных отзывов, полученных в соцсетях, Дзене, и Пикабу хочу дать некоторые разъяснения своей позиции.
- Либерализм – это система взглядов о правах и свободах человеческой личности. Не только ничего не имею против свободы выбора, свободы совести, свободы вероисповедания, в этом смысле я сам – либерал. Более того, многие мои друзья и знакомые также являются “либералами”, просто они не кричат на каждом углу о своих ценностях, и не принуждают других людей считать их ценности более ценными на том простом основании, что они “либеральны”. Но я категорически не приемлю ультралиберализм, который для меня равен фашизму. Именно он возносит на “вершину человеческой цивилизации” разных представителей “третьего” и “четвёртого” полов, гендерных феминисток (на самом деле шовинисток), геев и педофилов во главе церквей и правительств, и прочих жутких персонажей.
- О людях и их взаимоотношениях. Было бы крайне примитивно с моей стороны всех “хороших” записать в “патриоты”, а всех “плохих” – в “либералы”. Как справедливо заметил один из моих оппонентов: ” Мне известны совершенно гнилые патриоты и очень порядочные либералы, и наоборот”. Совершенно согласен. Более того, ни в коем случае нельзя называть толпу троллей и агрессивных фриков в комментах либералами, как бы они не рядились в чужие одежды, ибо истинный либерал уважает права и свободы другой личности, и постарается обсудить разницу взглядов в дискуссии, а не с помощью троллинга и оскорблений.
- Один из моих старых друзей, предоставил ссылку на достаточно интересную дискуссию о истории либерализма в России (не только) и перспективах развития, и хотя некоторые участники дискуссии, как крайне антипатичный мне А. Рыклин изрядно виляют в ответах и мнениях, тем не менее приведены интересные факты, а также много примеров из истории развития западных стран. Но за всем этим потоком информации я вижу только одно, яркое воспоминание – лето и осень 1998 года как итог ультралиберальных реформ, страна, стоящая над пропастью и уже шагнувшая в неё одной ногой, страна, готовая развалиться к вящей радости выгодополучателей на “Соединённые штаты Сибири” и прочие лоскутные “государства”. А потом вспомнить тяжелейшее выкарабкивание, и бурный экономический рост 2000-х, и растущие аппетиты граждан (во всех смыслах), по сей день. Поэтому тем, кто рассуждает о “святых девяностых” и “как было свободно и хорошо” стоит прибавлять – “хорошо и свободно было исключительно мне”. Источник 1 и источник 2 для тех, кого не пугают “многабукаф”.
- И последнее. Вопрос, почему столь многие злобные тролли называют себя “либералами” и исходят ядом в отношении не только условных патриотов (при этом само понятие патриотизма для них – как ладан для чёрта!), но и любого человека, не согласного с их единственно правильной точной зрения – остаётся открытым.
Подписаться на новые рассказы в Telegram-канале «Фонарик путника»