Как-то так получилось, что в 2013-14 году я пропустил этот фильм, надеюсь, Уолтер Митти меня простит (пусть он и вымышленный персонаж). Так что только вот сейчас добрался, и прямо так он меня зацепил, что захотелось поговорить про это замечательное кино.

В качестве режиссёра и исполнителя главной роли выступил комедийный преимущественно актёр Бен Стиллер, знакомый отечественному зрителю по комедии “Знакомство с родителями”. Интересные моменты он затрагивает, и так, знаете, легко и играючи. Закрывается знаменитый журнал “Лайф”. Его купили новые владельцы. Сотрудники вроде как бояться быть уволенными, но – не очень сильно, типа, ну, “говорят, будут сокращения”. Это странно, ведь у него богатая история, богатые традиции, свой девиз, сколько лауратов Пулитцеровской и других знаменитых журналистских премий писали для него!

И такой был выпуск
И вот такие были в 1943-45

Теперь прощай, старый добрый мир бумажного журнала – журналисты, редакторы, сотрудники отделов новостей и политики, корректоры, фотографы, а также сотрудники фотоотдела, и наш герой – Уолтер Митти. Не нужны вы больше в “прекрасном новом мире” онлайн-издания, и вас всех сократят. Всем спасибо, все свободны. Ничего личного, как говорится, это просто капитализм, детка. Глобалистический, интернациональный, запирающий людей в тесные клетушки ипотечных квартир с интернетом, сериалами и готовыми нагетсами. И вот в привычном для десятков сотрудников мирке появился шикарно одетый, самоуверенно-наглый ликвидатор, спец по переформатированию, какой-то там нанятый внешний управляющий Хендрикс (актёр Адам Скотт), для которого сотрудники Life – просто насекомые. Всё равно почти всех под нож, но… один пока точно нужен, мечтательный неудачник Уолтер Митти, периодически зависающий, вплоть до полного отключения от внешнего мира. Почему? А потому, что у него внутренний мир необычайно богат. В этом мире он – Супермен, пробивающий стены одним ударом кулака, и спасающий собачку без ноги, жаль только, что в реальности – закомплексованный, пугливый и нерешительный человек, который даже за себя постоять не может, и сразу становится жертвой служебного абьюза… Но – нужен, нужен он пока лощёному бородачу-управляющему, прямо таки сошедшему аки злой ангел из какого-то заоблачно-крутого барбершопа.


Антагонист Уолтера. Всех под нож, но… От Уолтера кое-что требуется.

И вот тут начинается основная фабула фильма. Знаменитый фотограф Шон О’Коннел (великолепный Шон Пенн) присылает плёнку с негативами, ибо не признаёт цифровых камер, и не просто в редакцию, а конкретно Уолтеру, с которым много лет работает, общаясь через переписку и звонки. Один из снимков должен быть опубликован на последнем печатном издании журнала, а в негативе есть только 24 кадра, которые точно не могут служить обложкой, какой-то палец с перстнем, изгибы какой-то поверхности, непонятно что. Где 25-й кадр? Нерешительный мямля Уолтер даже не может прямо сказать Хендриксу, что главный кадр отсутствует, и сочиняет какие-то неубедительные отмазки про “он ещё в работе”, “он в ванночке с серебром”. Митти начинает лихорадочные поиски недостающего кусочка плёнки, попутно вяло барахтаясь на сайте знакомств, где среди тысяч женщин нашёл бухгалтершу Шэрил из собственного офиса (актриса Кристен Уиг), и пытается ей выслать “лайк”, но не может, так как него нет рейтинга, а рейтинга нет, потому что в анкете пусто… Сотрудник техподдержки сайта Тодд любезно старается помочь, и даёт советы, как оформить анкету, чтобы женщины проявили интерес, и тут выясняется интересный факт о Митти: у него НЕТ СВОЕЙ ЖИЗНИ. Не был, не состоял, не участвовал, стерильно никакой человек. Был пролётом в Финиксе, через Нэшвилл, но не выходил из здания аэропорта, и это всё.

А в мечтах Уолтер покоряет неприступные вершины, спасает девушек, и шлёт им письма с помощью “почтового сокола”

Что же пошло не так? Как получилось, что смелый мальчишка, в 80-х гордо носящий панковский ирокез, и вытворяющий рискованные трюки на скейтборде превратился в офисную амёбу? “Человек в футляре” 21 века, способный, и даже талантливый, но плюнувший на себя, забывший о мечтах, подавленный преждевременной смертью любимого отца, и закопавший крылья на заднем дворе разных призёмленных мест вроде пиццерии “Папа Джонс”. Что имеет сейчас? Родная сестра дарит на праздник брату куклу какого-то персонажа из комиксов, которую можно растягивать наподобие резины на рогатке, и которую он, внимание, везде носит с собой (бери, бери, ведь ты же мальчишкой мечтал о таком супергерое)! Пожилая мама варит супчик, и с любовью и сожалением смотрит на сына, немолодая сестра тоже одинока, вечно начинающая актриса в любительском театре, седеющие виски и начинающаяся проплешина у Уолтера, и опять этот отсутствующий взгляд (Уолтер! Приём! Ты нас слышишь?) – Уолтер в это время мысленно сражается с бородатым ликвидатором, и конечно побеждает!

“Отдай куклу, гад!”

Глядя на поведение и взаимоотношения главных героев, а также второстепенных персонажей, меня всё время не отпускала мысль, почему они все так инфантильны? Инфантильна мама Уолтера, инфантильна сестра, инфантилен “крутой” Хендрикс, инфантилен сотрудник службы знакомств Тодд, и верзила-вертолётчик вполне себе бородатая и пьяная дитятя. И хотя инфантильность эта – в целом одно из важных качеств общества потребления, которое (уверен) взращивается целенаправленно и вполне заслуживает отдельной статьи, может иногда быть милой, но в целом… Какой же она кажется бестолковой и пустой на фоне исландских гор и пиков Гиндукуша. Достаточно взрослыми и самостоятельными выглядят только двое главных героев – бухгалтерша Шэрил и фотограф Шон (о нём – чуть позже).

Но проклятый 25-й кадр всё-таки исчез, и что делать? Уолтер пытается хвататься за соломинку, когда выясняет, что сам Шон О’Коннел был у него дома в гостях, угощался маминым кексом, и даже ему лично оставил в подарок кожаный бумажник с анаграммой! И пускается в путь, в Гренландию, куда отправился фотограф, догнать и забрать негатив, который от него ЖДУТ, догнать неуловимого Шона, поскольку кадру негде быть, кроме как у него, это же логично! И вот с этого момента начинается то самое, из-за чего и можно, и нужно посмотреть это кино. Фридом! Свобода! Путь в неизвестность, который начинается вроде как заурядной арендой автомобильчика, но приводит в гостиницу, из которой О’Коннел исчез, но зато в ней появился гигант-скандинав, пьяница и драчун, настоящий викинг из былых времён, но – он единственный пилот единственного вертолёта, и только он может доставить Уолтера на корабль с непереводимым названием, потому что фотограф скорее всего плывёт на нём. И откуда только в безвыходной ситуации берётся отвага, противостоять пьяному верзиле, только ищущего способ подраться! Но, как говорится, смелость города берёт, и пилот, на две головы выше нашего героя, и пьянющий как дюжина пьяных матросов, оценивший мужество заезжего хлюпика предлагает лететь с ним, заодно и ящик с радиодеталями морякам доставить.

Кстати, Митти, может быть и не решился бы на эту авантюру, вся натура “человека в футляре” протестовала против полёта с неадекватным “викингом”, это же опасно в конце-то концов! Так и разбиться можно, однако. Но тут прекрасная сцена из мира грёз – прекрасная бухгалтерша Шэрил, с двенадцатиструнной гитарой через плечо поёт бессмертную песню Дэвида Боуи “Space Oddity”:

Ground Control to Major Tom
Ground Control to Major Tom
Take your protein pills and put your helmet on

Ground Control to Major Tom
Commencing countdown, engines on
Check ignition and may God’s love be with you

Ten, Nine, Eight, Seven, Six, Five, Four, Three, Two, One, Liftoff

Как майор Том может не выполнить окрыляющего напутствия прекрасной валькирии, посылающей героя в бой, навстречу стихиям? Тем более, отсчёт пошёл: севен, сикс, файв, фоооо…. Символично, красиво, духоподъёмно!

Вперёд, Митти! Ты молодец! Жги!

“Стой, дурак! Надо было прыгать в лодку, а не в море с акулами!”

Далее фантасмагорические приключения следуют одно за другим: погоня за неуловимым Шоном О’Коннелом через горы Исландии, включающая в себя скоростной спуск на скейтборде по автостраде в горах, чудесное спасение от извергающегося вулкана с непроизносимым в принципе названием… Затем недолгое возвращение домой, и новый рывок за фотографом – путешествие автостопом к Гиндукушу через охваченный гражданской войной Северный Афганистан, знакомство с местными проводниками, которые довели его до подножия хребта, но дальше не пошли, а всё почему? «Потому-что дальше ты должен идти один. Так сказали духи гор. Не благодари». И Митти идёт один через высокогорный перевал, ведь по его догадкам О’Коннел сейчас где-то там, снимает снежного барса-ирбиса…

Чувак, дальше – сам! Без ансамбля! И помни, здесь вам не равнина, здесь климат иной…

И хотя в фильме все приключения вроде как проскакивают комедийно легко для героя, но ощущение побега от мира, где всё продаётся и покупается, где человек оторван от природы, закатов и рассветов, опасностей и пьянящего воздуха свободы – полное. Интересно, что чувствуют офисные рабы, смотря этот фильм? Проводят ли параллели, сидя на средней зарплате, в съёмной квартирке и с малолитражкой в кредит? Сколько ещё лет отрабатывать это ярмо, эту барщину? Для тех, кто не окончательно всосан капиталистической Матрицей в “волшебный мир потребления” новый Уолтер Митти должен, по идее, стать символом освобождения. И он не сдаётся, ненадолго вернувшись домой, он почти догнал неуловимого фотографа у извергающегося вулкана, он на бешеной скорости мчался на скейте, он прыгал с вертолёта в ледяную северную воду, видел айсберги!
Но стал ли, или это очередная красивая голливудская сказка с хорошей кассой? Вопрос спорный, и пусть каждый решает сам. И хотя фильм сделан замечательно красиво, с великолепными горными и морскими пейзажами, но они – лишь фон к важной истине, прозвучавшей вполне явно.

Это истина о том, что никто не может отнять у человека внутренней свободы, кроме него самого. Мы сами соглашаемся на то, что нам предлагают. Едим фастфуд, смотрим блокбастеры в синемапарках с ведёрком попкорна и колой, постим в соцсетях картинки об этом. Разве кто-то насильно нас обязывает? Да нет же. А вот у Шона О’Коннела нет аккаунта в Фэйсбуке, даже мобильного телефона нет, и ему нельзя позвонить. Почему? Просто он так решил. Это осознанный выбор внутренней свободы, и именно им, этим сладким и незабываемым ароматом наслаждается Уолтер Митти с того самого момента, когда шагнул прочь с проторенной дорожки, а по сути – сбросил ярмо с шеи, и выпрягся из упряжки. И сначала он не осознаёт этого, просто радуется новому вкусу жизни, а апогеем осознания истины становится момент, когда он находит таки фотографа на горном склоне, в схроне, откуда О’Коннел собирается фотографировать снежного барса, но в последний момент говорит: “А знаешь, это не обязательно. Иногда можно и не щёлкать, а просто наслаждаться моментом”.

Уолтер Митти видел снежного барса в горах Гиндукуша. А вы?

P.S. 1 – Насмешила фраза бородатого вертолётчика о Гренландии: “А чего ты хотел? Такая уж страна – 5 человек и белый мишка”.

P.S. 2 – Уолтера Митти спасает от извержения вулкана с неназываемым названием местный житель на отечественной “Ниве”!!!P.S.

P.S. 3 – Шикарный саундтрек, особенно понравились песни Хосе Гонсалеса, давно его слушаю уже, прекрасный сингер-сонграйтер.