И как же всё-таки удивительно прилететь из ранней весны в лето! Лишь раз в жизни до этой поездки я был на юге, когда летом 1983 года гостил у друга в Николаеве. Но тогда я приехал из лета в лето, дело было в июле, а сейчас? От ледяных апрельских луж и утреннего гололёда, когда студенточки на тонких каблучках осторожно цокают своими копытцами, переходя с переполненного автобуса №12 до ступеней входа в наш любимый Пединститут , за какие-то 4 часа ты переносишься в самое настоящее лето! И видишь подзабытые пирамидальные тополя, а воздух напоён теплом и пронизан предзакатным светом щедрого кубанского солнца.. Полёт на Ту-154 был запоминающимся. И это был не первый в моей жизни авиаперелёт (в армии 2 раза летал на военном транспортном борту из Налайхи в Арвай Хэрэ и обратно), но первый – такой долгий и экстремальный.. Дело в том, что у самолёта несколько раз отказывал один из двигателей, и это было отлично слышно, а по салону бегали бледные взволнованные бортпроводницы и старались успокоить паникующих граждан.

Ту-154

Самолёт трясло, помню, что сидел, крепко вцепившись в подлокотники, и молился Богу, о котором все мы вспоминаем в такие минуты, забыв о том, что вообще-то агностики, материалисты, и даже физики с математиками (иногда – историки).. Затем двигатель заработал, о какой это был чудесный звук! На бледные лица пассажиров начала возвращаться нормальная краска, стюардессы расслабились и заулыбались, кто-то отстегнулся, и неуверенной рысцой стал протискиваться в сторону туалета, как вдруг: “У-у-у-у-у-у-у-у-у-ууууууу” – медленно стихла песня турбины вновь заглохшего двигателя, и народ в панике побежал пристёгиваться к креслам самолёта, а я опять вцепился в подлокотники.. Дальнейшее можно подробно не описывать, лишь сказать, что всё это повторялось ещё дважды или трижды. Слава Богу и советским конструкторам, остальные двигатели дотянули до Краснодара, хотя точно садились уже с тремя двигателями, всё опять заработало. Но выйдя по трапу из салона, мы с таким трепетом и наслаждением спустились на твёрдую землю, что это не передать никакими словами! И хотя я потом часто летал на большие расстояния, по 7-8 часов, тот полёт запомнился навсегда, и когда хочется острых ощущений – достаточно встряхнуть воспоминания, и вот, пожалуйста – ледяные мурашки снова бегут по спине.

Мы успели доехать от аэропорта до автовокзала, и взять билет на автобус, который довез нас прямо до ворот знаменитого лагеря. Спустившись по ступеням, мы оказались у красивого девятиэтажного здания Дома вожатых, где проживали вожатые и сотрудники администрации лагеря. Повсюду были разбиты клумбы с черенками роз, и ошеломительно пахло чем-то невыразимо сладким (это цвёл жасмин, наутро мы увидели, что многочисленные дорожки были усажены его кустами, усыпанными мелкими белыми цветами). На третьем этаже всю нашу новосибирскую группу очень тепло встретили ребята из постоянного вожатского состава, которые работали в “Орлёнке” круглый год, и через какое-то время кастелянша расселила нас по комнатам. В комнате проживало по двое-трое вожатых, кто-то из наших успел сгруппироваться по интересам, а я – нет, и потому был подселён к “старичку” Володе, которому было уже хорошо за тридцать.

На утро со мной произошло весьма комическое происшествие, до сих пор смешно и немного стыдно вспоминать.. Всех новичков отправили на вещевой склад – получать вожатскую форму. Форма делилась на лёгкую (шорты и рубашка), и обычную – белые рубашки, брюки и куртка из ткани бежевого цвета. Хотя в Краснодарском крае в мае уже тепло (днём), но по утрам и вечерам ещё зябко, да и днём нет-нет да и налетит прохладный ветер с моря. Так что получив комплекты одежды мы отправились в Дом вожатых – подгонять по длине, подшивать и т.д. Но мне выдали вместо мужских брюк (с ширинкой) женские (которые застегивались тремя пуговицами на правом бедре). Мало того, они ещё и пошиты были с учетом строения женского тела – и сразу же оказались очень тесны в талии. Одев их, я почувствовал себя, мягко говоря, странно, но наивность моя не знала границ, и подумав, что это такая специальная форма, и раз она такая – значит так и задумано, я отправился навстречу своему первому рабочему дню в дружину “Солнечную”. На моё счастье, сильно опозориться не пришлось, по дороге меня остановила старшая вожатая Люда Ершова, и пряча улыбку, и глядя немного в сторону, объяснила, что на мне – женские брюки.. Сгорая от стыда, я боком и по стеночке прокрался в свою комнату, и переодевшись в привычные джинсы, снова побежал на вещевой склад, где наконец получил нормальные мужские брюки. Итак, статус кво был восстановлен, и я отправился знакомиться с “Солнечной” и своей напарницей. Знакомство с администрацией дружины я пропущу, оставлю для других рассказов :).

Цветущий жасмин

Напарница, тоже студентка, приехала, кажется из Уфы, и звали её Наташей. Помню, что работалось нам вместе не хорошо, мы как-то очень по-разному понимали работу с детьми, она держала дистанцию, а я то как сержант в учебке (с пацанами), то как старший брат (с девчонками), Наташа это не одобряла. Мы тихо ссорились после отбоя, чтобы дети не слышали, она обижалась, это было заметно, и на другую смену мне дали (не, не так: меня отдали) опытной, мудрой, замечательной Тамаре Волковой, которая ранее много лет отработала в постоянном вожатском составе, потом вернулась домой, и устроилась работать в школу, а в свой летний отпуск приехала снова поработать вожатой, можете представить, какова была сила её любви к “Орлёнку”? А мне на память осталась фотография самой первой моей смены, которая, кстати говоря, была очень непростой.. Смена была военно-патриотическая, и все без исключения ребята приехали из детских домов и интернатов. В основном это были сироты-детдомовцы, и можете себе представить их шок, когда они попали из своих заведений с плохим питанием, дедовщиной и уголовщиной в рай для детей? Жизнь в палатке на берегу моря, добрые и умные вожатые, никаких наказаний, новые правила человеческого общения без мата и подзатыльников, ежевечерний костёр с орлятскими песнями и спокойной беседой по кругу, где каждый может открыто высказать то, что думает! Эта смена сильно изменила и их, и меня.. Я сам с трудом сдерживал слезы, когда через 26 дней провожал их обратно, а ребята и не сдерживали – пацаны молча утирали катящиеся слезы, а девчонки ревели в голос.. Я не знаю, как сложилась дальнейшая судьба ребят на фото, надеюсь, что они преодолели все жизненные невзгоды недалёких уже катастрофических девяностых, и живут и здравствуют поныне. И верю, что тот заряд добра, веры в хорошее, и стремления к свету, который они получили в “Орлёнке” вёл их по жизни, как маяк. Очень верю..

Моя самая первая, военно-патриотическая смена в “Орлёнке”. Я второй слева, во втором ряду. Первая справа в этом же ряду – напарница Наташа.

Продолжение следует.

Подписаться на новые рассказы в Telegram-канале «Фонарик путника»